Игры для детей с 1 года до 3 лет
Найти потерянную игрушку Интереснейшей особенностью этого возраста является представление ребенка о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется эта способность?
Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент.
Дайте ему посмотреть, как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка.
Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, ребенок сдернет пеленку и необычайно обрадуется, что не ошибся.
Повторите этот опыт несколько раз, причем всегда кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же какое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте.
Происходит так потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между 12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Прятки
Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых.
Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру
Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.
Помогите ребенку различать цвета
Включитесь в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите малыша подать кубик того или иного цвета.
Вначале ребенок запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.
Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.
Игры ребенка в 1,5 года начинают приобретать отобразительный характер. Дети, если им показать, строят из кубиков домик, забор, поезд.
К концу второго года малышам можно разрешать игры с песком и учить их при этом наполнять водой чашечки и ведерко, готовить из песка куличики, пирожки и т. п.
Становятся разнообразнее игры с сюжетными игрушками. Кукол дети теперь не только качают, но и укладывают спать в кроватку, возят в колясочке, кормят. Игрушки-животные начинают уже рычать или мяукать, а при нехватке звуковых характеристик говорить словами.
В этом возрастном периоде дети особенно любят крупные игрушки. Однако для развития движений пальцев целесообразно давать ребенку для игры и мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки.
Огромную пользу в этом возрасте приносят систематические занятия с детьми. У детей, с которыми ежедневно кто-то занимается, быстрее и полнее развиваются не только подражательные действия, но и речь. Однако систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек и большое количество взрослых, «воспитывающих» одного малыша, приводят к перегрузке и задержке развития его речи.
Отмечается дальнейшее развитие способности обобщать. Малыш может показать все круглые предметы (мячи, тиры и т. п.), кровать свою и взрослых.
Гуляя с ребенком этого возраста на улице, целесообразно дать ему палочку и показать, как можно ею чертить на песке или снегу различные линии. С карандашом и бумагой в комнате его рука еще не справится, а на улице с палочкой это возможно.
К концу второго года жизни ребенка следует знакомить с названием предметов и их назначением, учить ими действовать. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, немного подождать, пока взрослый занят другим делом, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, место своей одежды, полотенца, горшка, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять простые поручения.
В течение второго года жизни четко осознается свой пол. Дифференцируются поведенческие реакции у мальчиков и девочек. У них уже разное отношение к одежде, к играм.
Помните, до трех лет дети развиваются и обучаются наиболее эффективно. Не упустите это время!
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
Предлагаем несколько простых игр, способствующих развитию органов чувств.
"Справа" и "слева"
Понятия "правый" и "левый" относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Необходимо, чтобы малыш постиг их как можно раньше. Ребенок, не умеющий различать их, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом; будет плохо ориентироваться в пространстве.
Уже с полутора лет, собираясь с малышом на прогулку, приучайте его к понятиям "правый" и "левый".
— Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку! — сжимаете правую руку.
— А теперь дай левую! — ее не сжимаете. Так много раз. То же с обувью.
С трех лет, занимаясь зарядкой, заставляйте, в такт движениям, повторять стишок:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Когда эти движения будут выполняться осознанно, вы можете усложнить игру по своему усмотрению. Может помочь и ритмичная музыка.
Полноценное видение
Научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание такие упражнения.
Положите на стол 5 различных предметов (книгу, куклу, кубик и т. д.), попросите малыша на них внимательно посмотреть, запомнить и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Вернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось на столе, точнее, какой предмет появился.
Оставьте в комнате предмет, место которому в ванной или на кухне (кастрюля, зубная щетка, терка для овощей и др.). Ребенок должен обнаружить и исправить вашу "оплошность".
Нарисуйте лицо человека или морду зверя, на которой не хватает какой-то детали. Ребенок должен определить и дорисовать, если умеет, или вам поручить. Постепенно усложняйте задание, переходя от недорисованного глаза до "забытых" ресниц.
Предложите ребенку (после трех лет) посмотреть на предмет, а потом описать его. Пусть это будет кресло в комнате или лист дерева (он зеленый, края кружевные, сверху гладкий, внизу шероховатый). Покажите в парке, в саду, как определить направление ветра.
Цвета и оттенки
В полтора года ребенок с вашей помощью освоил основные цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать восемь цветов. В правильном применении цвета помогают книжки-раскраски.
С освоением оттенков — сложнее. Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков. Возьмите четыре белых листа бумаги. На первый положите голубой целлофановый лист, на второй — два голубых и т. д. Получится четыре голубых оттенка: от бледно-голубого до темно-голубого. Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и два красные, голубая и три красные и т. д.
Такие занятия развивают художественный вкус и стремление к творчеству.
Добавлено (15.04.2011, 14:30)
---------------------------------------------
Зарядка для детей 1-2 года.
Ну вот ваш малыш уже сделал первые шаги!! Вы конечно рады, а мы в свою очередь рады предложить вашему новоиспеченному исследователю специальную зарядку для укрепления навыков ходьбы и развития ощущения пространства.
Кувыркалки
Не часто дети начинают сразу кувыркаться самостоятельно и уж конечно совсем редко заботливые родители позволяют это ребенку сами. А между прочим кувырки отлично развивают мышцы спины и позвоночник. Для начала необходимо позаботиться о том, чтобы поверхность для упражнений была не твердой, но упругой. Наклоните голову малыша до пола и придерживая за спинку не спеша подтолкните попку вперед. Как показывает практика, детки довольно быстро понимают как нужно правильно группироваться и приземляться и тогда ваша поддержка уже не понадобиться.
Дорожка
Это занятие поможет вашему юному первопроходцу разобраться с собственным телом.
Нам понадобятся резиновые коврики, из них мы вырежем кружки диаметром 10-15 см и выложим их на расстоянии 1 см один от другого. Теперь все готово и мы можем начинать. Поддерживая ребенка за ручки предложите ему пройти по нашей дорожке. Вашей самой важной задачей будет направлять кроху, не давать ему возможности двигаться очень быстро и хаотично. Он должен научиться замечать кружки и отделять их друг от друга при движении. Первые дорожки будут ровными, но затем мы советуем вам усложнять траектории, добавляя повороты. Такие занятия способствуют развитию движений во время ходьбы, помогают укрепить шаг.
Догонялки
Бег не менее полезен чем ходьба. Но не все малыши умеют бегать, некоторым эта наука дается нелегко. Поэтому важно помочь малышу, а сделать это можно сформировав у ребенка цель - куда бежать, а главное зачем. Встаньте на некотором расстоянии от него и раскиньте руки в разные стороны. Осталось только прокричать "Поймаю - поймаю" или "Догоню - догоню".
Акробаты
Следующее упражнение развивает координацию движений и равновесие.
Киньте на пол подушку и предложите вашему ненаглядному чаду переползти через нее. А сами вы постарайтесь поддержать его приэтом за ноги. Для стимула используйте игрушку или яблочко. Усложним задание. Покачивая ребенка на надувном мяче наклоните его так, чтобы он коснулся ручками пола, а дальше стимулируйте шаги руками, при этом крепко держите малыша руками за тело и ноги. Позвольте сползти с мяча за счет рук. Ну и наконец самое сложное. Пробуйте брать кроху за ножки, предлагая идти вперед. Сразу конечно все не получится, но раз от раза мышцы будут укрепляться, а пройденные расстояния удлинняться. Да, и не забывайте хвалить детей за их маленькие, но всё-таки победы!
Добавлено (15.04.2011, 14:39)
---------------------------------------------
Режим дня для ребенка от полутора до двух лет
(по книге М. П. Дерюгина «От колыбели до школы»)
7-8 ч – подъем, туалет, утренняя зарядка;
8ч-8ч 30 мин – 12 ч утреннее бодрствование, прогулка, игры, занятия;
12ч –12 ч30 мин – обед;
12 ч 30 мин – 16 ч – дневной сон;
16 ч – 16 ч 30 мин – полдник;
16 ч 30 мин – 20 ч – вечернее бодрствование, прогулка, купание;
20 ч – 20 ч 30 мин – ужин
21 ч – ночной сон
Примерное недельное меню для детей в возрасте полтора-двух лет
Понедельник
Завтрак: Пудинг творожно-яблочный, чай, хлеб белый с маслом
Обед: икра свекольная с огурцом, бульон с фрикадельками, печень, тушенная в сметане, картофельное пюре, отвар шиповника, хлеб черный
Полдник: кефир, печенье
Ужин: плов фруктовый, молоко.
Вторник
Завтрак: каша манная с морковью, молоко, хлеб белый с маслом и тетым сыром
Обед: салат из моркови и яблок, щи свежие на мясном бульоне, запеканка картофельная с мясом, кисель клюквенный, хлеб черный
Полдник: детские фруктовые консервы
Ужин: омлет натуральный, кефир, хлеб белый с маслом
Среда
Завтрак: вареники ленивые, молоко, хлеб белый с маслом
Обед: салат из капусты с черносливом, рассольник на бульоне, рулет мясной, картофельное пюре с зеленым горошком, морс, хлеб черный
Полдник: кефир, печенье, яблоко
Ужин: каша геркулесовая молочная, кефир, белый хлеб.
Четверг
Завтрак: Пудинг рисовый с фрукт. сиропом, молоко, хлеб белый с маслом
Обед: икра свекольная с яблоком, суп картофельный с рыбными фрикадельками, котлеты мясные, каша ячневая, компот, хлеб черный
Полдник: кекс яблочный, молоко
Ужин: капуста тушенная с яблоками, кефир, хлеб белый с маслом и сыром
Пятница
Завтрак: Пудинг творожный с изюмом, молоко, хлеб белый с маслом
Обед: салат из картофеля с огурцом, суп овощной на мясном бульоне, печень, зразы картофельные с мясным фаршем, фрукты свежие, хлеб черный
Полдник: мусс яблочный, печенье, молоко
Ужин: котлеты капустные со сметаной, кефир, хлеб с маслом и джемом
Суббота
Завтрак: вермишель молочная с тертым сыром, кефир, хлеб белый с маслом
Обед: морковь тертая со сметаной, борщ на мясном бульоне, рыба тушенная, картофельное пюре, сок, хлеб черный
Полдник: пудинг манно-яблочный, молоко
Ужин: голубцы ленивые, чай с молоком, хлеб белый с маслом
Воскресенье
Завтрак: крупеник с творогом, молоко, хлеб белый с маслом
Обед: салат из свеклы и яблок, суп с лапшой на курином бульоне, тефтели мясные, пюре морковное, кисель ягодный, хлеб черный
Полдник: кефир, печенье
Ужин: омлет с зеленым горошком, картофельное пюре, молоко, хлеб белый с маслом.